Крым в XII веке

Материал из Крымологии
Перейти к: навигация, поиск

XII век [1101—1200 гг.] — один из самых малоосвещенных в исторической литературе периодов истории Крыма.
Двенадцатое столетие - время феодальной раздробленности на Руси, ожесточённой борьбы Византии с тюрками-сельджуками, борьбы западно-христианского мира с мусульманами на Ближнем Востоке (отголоски первого, завершившегося накануне века - в 1099 году, а также второй и третий крестовые походы).

События века

  • Первое упоминание Ялты[1]
  • Увеличение торгово-экономического значение Судака, связанное с возникновением Донского пути, по которому перевозились меха, называемые некоторыми источниками главным русским товатом[2].
  • Дальнейшее развитие русско-крымских экономических связей
    • «В "Житии Антония Римлянина"[87] мы встречаем известие о прибытии в Новгород в первой половине XII в. некоего крымского гота, владевшего греческим и русским языками (Новгородские летописи, 1879, 187 — 188), из чего можно сделать вывод, что гость посещал русские земли неоднократно, т. е. между двумя единоверными государствами связи были более или менее постоянными.»[3]
    • Существование русской торговой фактории в Судаке и Сурожских торговых рядов в Москве (что впрочем, должно быть отнесен к более позднему периоду (Москва только начала развиваться))[4]
    • Насчёт этой версии есть возражения, см. раздел Православная история Крыма

Исторический фон

Ближайший

Прочий

Православная история Крыма

А.Н. Якобсон «Крым в Средние Века»: III - Фульская, IV- Сугдейская епархии
  • В XII веке Фулльская епархия была присоединена к Сугдейской епархии.[5] Учреждение Сугдо-Фульской епархии не означает, впрочем, неприменного слияни её из двух ранее существовавших. Изменение названия может быть связано с ростом значения Фулл[6]. Преимущественное употребление начиная с 1158 года названия епархии Сугдо-Фульская (а не наоборот) означает первенство Сугдеи и, возможно, территориальную зависимость от неё Фулл[7].
  • С 20-х годов XI века по 40-е года XII века Сугдейскими архиепископами рукополагаются архиереи Готскоц епархии[8]
  • В первой половине XII века арабский историк Элайн упоминал о Сугдее как о небельшом городе кипчакском
  • Можно предположить, что центром автокефалии в Таврике с 1066 по 1147 год могли стать Мангуп или Эски-Кермен.
  • Со временем половцы, как и их предшественники, оценили достоинства Сугдеи. Город вновь возраждается из пепла, и архиепископская кафедра возвращается в Сугдею.[9]
  • Период относительной стабильности (в жизни православных монастырей) оказался непродолжительным. Уже в XII арабский географ Идриси упоминает, что путь от Херсона до лты лежит в стране «куман», и население платило половцам дань. Как отмечает Ю.М.Могарычев, до XIII-XIV века пещерные монастыри в Горном Крыму не получили широкого распространения и строительство большинства из них совпадает с возникновением княжества Феодоро.
  • Монастырь Челтер-Мармара относят к XII веку.[10]
  • На территории Медведь-горы выявлены фундаменты нескольких церквей XII-XIV вв., следы поселений и оборонительный комплекс, остоящий из трёх линий загродительных стен и укрепления на вершине горы. Всё это формировало один из двух древнейших феодально-монастырских комплексов Таврики (предположительно монастырь св.Апостолов)[11]

Дискуссионные версии

  • Возникновение города Солхата (или его предшественника):
уже в XII веке на этом месте находилась крепость, которая образовалась на месте небольшого поселения, что известно из археологических и письменных источников. К XII веку на месте Старого Крыма возникает большой торговый центр с крепостными стенами и рвом. За его стенами проживают греки, армяне, русские, потомки печенегов, половцев, хазар, аланов.[12]
  • !! Обычно основание Солхата относят к монголо-татарскому периоду (к XIII веку)

То, что средневековое поселение на месте Старого Крыма было основано в середине XIII века, подтверждается также и тем, что в ходе археологических исследований пока не удалось обнаружить слоёв, относящихся к домонгольскому периоду[13]

  • Смешение версий (в одном материале утверждается отсутствие и присутствие города[14])
  • Основание княжества Феодоро и его правящей династии
    • Племянника Феодора Стратилата, Константина Гавраса, в середине XII века попавшего в опалу при византийском императоре, сослали в Крым. Именно его потомки и объединили земли вокруг Мангупа в княжество Феодоро.[15]
    • В XII веке в юго-западной части Крыма возникло феодальное государство Феодоро со столицей Мангуп[16]
    • В середине XII века на юго-западе Крымского полуострова византийским эммигрантом из богатого и аристократического армянского рода Гаврасов Константином, высланным в 1140 году из Трапезунта в Херсонес, было создано Мангупское княжество Феодоро.[17]
  • Продолжение миграции армян в Таврику, активное строительство цеквей и монастырей:
    • «Армяне известны в Крыму с XI века. С XI по XIII век они мигрировали на полуостров... В XII веке армяне построили в Крыму 13 монастырей и 51 церковь.»[18]
  • «В X - XII веках побережье у Керкинитиды (совр. Евпатория) активно осваивали выходцы из Киевской Руси.»[19]

Примечания



Все тексты и изображения, опубликованные в проектах Крымологии, включая личные страницы участников, могут использоваться кем угодно, для любых целей, кроме запрещенных законодательством Украины.